Под Смольным собором, находился первый противоатомный бункер. Об этом сообщил заместитель директора по научной работе Александр Квятковский
Под Смольным собором, находился первый противоатомный бункер. Об этом сообщил заместитель директора по научной работе Александр Квятковский. (А на пресс-конференции этот сенсационный факт подтвердил Николай Буров, директор музея-комплекса «Исаакиевский собор» – в его юрисдикцию входит и Смольный собор). Александр Квятковский рассказал также о других секретах храма, его легендах, сегодняшней жизни собора и интересных открытиях, сделанных в ходе реставрации.
Судьба Смольного собора была сложной. На нее, видимо, повлияла магия цифр: 87 лет его строили, 87 он был действующим и 87 лет он стоял закрытым, после того, как большевики начали громить церкви и уничтожать священников. Конечно, закрытым он был условно, в соборе устроили склады декораций. После реконструкции, начавшейся в 1967 оду, там открылся филиал Музея истории города с большой панорамой «Ленинград сегодня и завтра».
В наши дни сложно представить, что в главном нефе храма стояли колеса и турбины, и рассказывалось, как развивается народное хозяйство Ленинградской области. «К счастью, там не открыли какой-нибудь клуб – он мог сгореть, или остатки декора растащили бы вандалы», – поделился Александр Квятковский.
В 1990 в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал – основой представления становится сам собор, его интерьеры, акустика и звучание. 21 июня 2001 года внезапно рухнул центральный крест храма. Это событие потрясло город. 12 апреля 2004 года крест – шестиметровый, весом пять с половиной тонн – вернулся на свое место. После этого Смольный стал частью музея-памятника Исаакиевский собор, начались активные работы по реставрации и музеефикации.
Сегодня главный неф украшает синий концертный занавес. До 1971 года на этом месте красовался дубовый иконостас Стасова. Потом иконостас разобрали и сгноили – напоминают о нем лишь черно-белые фотографии.
Атомное убежище
Много писали о тайнах подвалов собора. Журналисты давно заметили, что там есть прочно замурованные двери и ведущие неизвестно куда подземные ходы. И вот догадки получили официальное подтверждение. Как сообщил на пресс-конференции Николай Буров, в его подвалах находилось… первое в мире атомное убежище. «По-настоящему, – сказал он, – мы сегодня могли бы претендовать на то, чтобы открыть единственный в мире первый музей, который мог бы называться «первое атомное бомбоубежище». Здесь было бомбоубежище Жданова, которое впервые было оборудовано по всем нормам противоатомной защиты».
В воспоминаниях о блокаде действительно часто говорилось, что Жданов, тогдашний первый секретарь обкома партии, почти все время проводил в убежище, опасаясь бомбардировок. «Под Смольным, – писал в своей книге «Блокада» Александр Чаковский, – было бомбоубежище, служившее во время бомбежек по существу командным пунктом фронта».
С этим убежищем и был связан личный бункер Жданова под Смольным собором, который позднее оснастили противоатомной защитой. «Этот подземный ход оборудован был системами противоатомной защиты, сообщил нашему корреспонденту Квятковский, – если там будет музей, то он будет не только единственным в мире, но и одним из самых маленьких, всего на пару посетителей».
Разумеется, что долгие годы все, связанное с подземными убежищами, хранилось в глубоком секрете. Поговаривают, что была даже построена специальная ветка метро, которая соединяет подвалы Смольного со станцией метро «Чернышевская».
– Какие другие легенды Смольного собора правдивы, а какие нет?
– Существует множество таких легенд, – говорит Квятковский. – Одна из них родилась во время реставрационных работ. После того как строители проводили гидроизоляцию фундаментов, обнаружилось, что одна из стен мокнет. Оказалось, что прямо в фундаменте бьет ключ. Сейчас его отвели, чтобы он не разрушал стены.
Еще одна легенда гласит о том, что в алтарной части совершил самоубийство один из рабочих. Именно поэтому здесь якобы не проводились церковные службы. Вероятно, эту историю придумали для того, чтобы объяснить, почему в храме долгое время не проводились богослужения.
– На старых фотографиях видна хрустальная балюстрада. Какова ее судьба?
– По случаю дня рождения Дом архитектора подарил нам фрагмент хрустальной балясины. Она заняла свое место на выставке «Высочайше повелеваю...», которая станет постоянной экспозицией. Когда-то такие балясины заполняли нижнюю часть иконостаса. А в Доме архитектора из такой балясины сделали две настольные лампы. Существует легенда, будто осколки балюстрады были использованы в декоре станции метро «Автово».
– Не мешает ли собору концертный зал?
– Сегодняшний репертуар, и выставки – все организуется с большой деликатностью. Здесь не может быть показа мод – храмовое пространство определяет сюжетную часть. Мы советуемся с духовенством, как расположить тот или иной предмет на выставке, как составить «этикетаж». Выставка «Высочайше повелеваю» рассказывает об истории собора через императорские указы, портреты, именные документы, архитектурные находки.
– Какие еще открытия были сделаны в ходе реставрации?
– Меня в Смольном соборе всегда удивлял белый цвет интерьера. Хотелось понять, неужели так и было задумано. В ходе реставрации была обнаружена роспись – очень мягкая и нежная гризайль в коричневатых и синеватых тонах. Значит, при Стасове была все-таки орнаментальная роспись храма. Эту роспись реставраторы укрепили и законсервировали. Сегодня открытие ждет дальнейшей работы ученых.
Немногие знают, что в Русском музее находится большая Венециановская икона «Предстательство Божией Матери за воспитанницами Смольного института». Она находилась в южном приделе Смольного собора, а потом «переехала» в Русский музей. Нам разрешили сделать ее копию, и сегодня она заняла свое историческое место. Это тоже открытие – ведь икона стала доступна людям.
24 мая 2009 года в День святых Кирилла и Мефодия в храме епископ Гатчинский Амвросий отслужил первый молебен. Это была первая служба в Смольном соборе после длительного перерыва. В этом году в праздник Благовещения 7 апреля здесь совершил Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. После этого начались регулярные воскресные службы в южном приделе. Когда в Смольный собор заходят, как в храм, – это тоже открытие.
– Как Смольный участвует в воспитании маленьких петербуржцев?
– Специально для школьников создана особая программа «Музей – школе». Абонемент «От века к веку» рассказывает о храмах как страницах истории Отечества – каждый и них был заложен Российскими императорами и императрицами. Абонемент «Православный храм» также уникален. Ребята отправляются в путешествие по храмам, узнают, что такое алтарь, храмовая икона, клирос, знакомятся с разной храмовой архитектурой, символикой икон, топографией храма, внутреннего убранства.