Вот так башня выглядела в проекте...
А это её разновидность - в реале...
Одной из самых популярных моделей была башня, рассчитанная на размещение 500 человек.
Внутри здания было несколько этажей, закручивающихся по спирали...
На каждом этаже располагалась нехитрая мебель...
Дверь часто открывалась на манер люка...
Двери в бомбоубежища закрывались с помощью сейфового замка...
Первое массовое строительство начали немецкие железнодорожники...
Всего для работников железной дороги было построено 17 таких башен...
Авиация и некоторые смежные отрасли промышленности заказали 29 башен, семь из которых были построены для авиационного завода "Фокке-Вульф" в Бремене...
Башни строились для заводов по производству алюминия и стали, и даже для предприятий "Даймлер-Бенц".
Вермахт заказал 34 башни, четыре из которых были выделены командному пункту в Потсдаме, а остальные - штабу в Цоссене...
Вскоре у Винкеля появился конкурент - инженер Пауль Цомбек, предложивший новый тип башни...
Одним из самых интересных проектов была башня Dietel, которая была похожа на большой гриб и состояла из четырёх уровней для персонала и выступающего верхнего этажа, где было установлено различное оборудование и вентиляторы.
На конической крыше такой башни находилась платформа, на которой могло быть установлено зенитное орудие и прожектор...
Надо думать, что подобные сооружения были в то время весьма эффективны и практичны, а также быстровозводимы и недороги по сравнению с возведением подземных сооружений.
В самом деле, нет никаких затрат на проведение трудоемких земляных работ, на вентиляцию и электроэнергию. Прямое попадание практически исключается, а толстые стены надежно защищают, находящихся внутри, от последствий взрывов даже мощных бомб.
Очень оригинальное решение проблем гражданской обороны по сравнению с советскими мрачными бомбарями*.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бомбарь (бомбяга, бомбик) - гражданское бомбоубежище мелкого залегания, обычно около 5 метров от дневной поверхности.