Современные природные, техногенные и гуманитарные катастрофы имеют, как правило, синергетический, смешанный характер, поэтому в их определении все чаще используется термин мега-катастрофа.
Основная роль и ответственность за ликвидацию последствий таких катастроф ложится главным образом на силы гражданской обороны.
В то же время глобальная социальная и экономическая нестабильность начала XXI в. предъявила к системе гражданской обороны новые требования. В связи с этим возникает необходимость решения ряда задач, ранее никогда не стоявших перед структурами и ведомствами, в рамках которых функционировала эта система.
Среди таких задач:
• организация лагерей беженцев, оказание гуманитарной помощи населению в условиях природных, техногенных и гуманитарных катастроф, эпидемий и военных конфликтов;
• восстановление функционирования систем и инфраструктуры жизнеобеспечения при катастрофах и военных конфликтах;
• проведение спасательных и гуманитарных операций за рубежом. Сотрудничество, обучение и техническая помощь подразделениям гражданской обороны иностранных государств и др.
Цели и задачи современных войн в целом не отличаются от прежних — это борьба за территориальные, сырьевые и энергетические ресурсы. Но вместе с тем появился и новый аспект — «зачистка и освобождение» территорий от коренного населения, т. е. минимизация или истребление населения захватываемых или подчиняемых территорий.
Появились новые «невоенные» технологии агрессии и порабощения, которые обычно предшествуют военным операциям. Их задачи — дестабилизация политической и экономической ситуации в стране, нравственная и физическая деградация коренного народа. Такие «технологии» могут стать началом мега-катастрофы. Как правило, они используются во всей полноте.
Отметим и другие условия и особенности создания социальной напряженности в мире, способствующие возникновению указанных катастроф: глобализация экономики и потеря экономической независимости государств; двойные стандарты в политике и оценке международной ситуации; миграция в развитые страны прежде «спящих» народов, живших ранее по племенным законам. Свои обычаи и представления о законах выживания они пытаются перенести в гуманистическое социальное общество, сложившееся за многие столетия; гуманизация международного уголовного права, снисходительная для преступников, но строгая, подчас обвинительная по отношению к потерпевшим, как жертвам своего виктимного поведения; требование безусловной толерантности в отношении ничем не ограниченной вседозволенности, обязательного соблюдения прав человека, даже если от него исходят угрозы обществу и государству.
Все это, а также идеология открытого общества и общечеловеческих ценностей вместо государственных и национальных интересов создают новые условия, непредсказуемые по своим последствиям для безопасности и целостности любого государства.
В особом ряду стоят масштабные техногенные катастрофы, возникающие вследствие промышленных аварий или террористических актов. Они становятся, если не причиной, то сигналом для коренных изменений внутриполитической обстановки в стране, где произошла ЧС. Наступление мега-катастрофы может стать гуманно обоснованным поводом для ввода вначале подразделений спасателей и миротворцев, а затем и вооруженных сил сопредельных государств, причем как дружественных, так и враждебных по отношению к стране, терпящей бедствие.
Понятно, что новые реалии требуют соответствующего учета не только в системе гражданской обороны, но и в структурах политического руководства стран, в которых может произойти мега-катастрофа или которые будут оказывать им гуманитарную помощь.
Применение современных боевых средств и оружия на новых физических принципах кардинально меняет характер войн, раскрывает их главную цель — создание локальных зон бедствия. В частности, такое оружие сейчас получило название — геофизическое. Условно его разделяют по основному эффекту действия: климатическое, сейсмическое, инфразвуковое, психотронное, химическое (дефолианты) для уничтожения растительности. Любое из них обладает побочным действием и универсальностью.
Можно напомнить, что существует «Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», действующая с 1978 г. Ее подписали ряд стран, в том числе США и СССР. С тех пор прошло много времени, и сегодня она не учитывает новых реалий. Так, если взять геофизическое и другие виды современного оружия, то есть проблема предотвращения их использования. Нет однозначного понимания того, какие технические средства и какие условия применения могут считаться боевыми. Трудно определить случаи боевого применения геофизического оружия, которое может быть замаскировано под естественную природную катастрофу. Активные воздействия на природную среду и на атмосферу могут быть представлены как научные исследования или как технология противодействия природным катастрофам.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Известно, что ведущие страны мира осуществляют разработку оружия на новых физических принципах, включая геофизическое, в том числе и сейсмическое. Международных договоров, ограничивающих их разработку, нет. Вместе с тем есть все признаки наличия и испытания такого оружия. Существует система предупреждения о ракетно-космическом нападении, но нет системы предупреждения о применении против нашей страны геофизического оружия, хотя последствия этого могут быть катастрофичными.
Гражданское население будет наиболее уязвимо к новым видам оружия. Ущерб и потери при его применении могут значительно превышать последствия применения ядерного оружия и будут в
большой степени зависеть от подготовленности к действиям и морально-духовного состояния населения, воинских формирований армии и сил ГО.
Стратегия и тактика современных войн сейчас претерпевают кардинальные изменения. Геофизическое оружие широкого спектра действия становится новым видом стратегического оружия. Однако задача по созданию системы предупреждения катастроф в результате его применения даже не ставится. Да и в целом ответственность за противостояние природным и техногенным катастрофам у нас распылена среди десятка ведомств. Причиной многих катастроф в большинстве случаев называют человеческий фактор, причем обычно по вине пострадавших или погибших в них людей. При расследованиях во внимание не принимаются новые геополитические реалии, повышение антропогенной нагрузки на окружающую среду, физика катастрофических процессов. Но даже при учете всего этого сейчас доказать факт применения того же геофизического оружия невозможно, поскольку отсутствуют соответствующие технические средства мониторинга и контроля.
Решить проблему, думается, можно только путем создания Государственной системы предупреждения природных, техногенных и биолого-социальных катастроф и идентификации применения геофизического оружия (ГСПК), которая имела бы статус силовой структуры (как, скажем, и система предупреждения о ракетном нападении). Основу ГСПК должна составить сеть объединенных станций ионосферного контроля, метеорологических наблюдений, сейсмические и гравиметрические станции. В результате создания ГСПК повысится не только безопасность страны и ее населения, но и достоверность и качество прогноза погоды, безопасность людей на транспорте, будут своевременно приниматься меры по предупреждению возникновения различных эпидемий среди населения.
В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного характера продолжают оставаться весьма актуальными, являются важной государственной функцией, требуют постоянного внимания к себе, совершенствования и дальнейшего развития мероприятий гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В последний период проведен ряд исследований, которые показали, что наиболее реальным путем дальнейшего развития гражданской обороны и РСЧС, наряду с совершенствованием их отдельных мероприятий, является интеграция этих двух систем в единую, более комплексную, решающую вопросы защиты населения и территорий от угроз различного характера в мирное и военное время.
Создание единой государственной системы защиты населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного, террористического и военного характера позволит:
• сформировать единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской обороны и защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций на всей территории страны;
• иметь единые органы управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, силы и средства, запасы материально-технических средств на мирное и военное время. Это обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской обороны в условиях войны, плавный переход системы (при необходимости) с мирного на военное время, а также определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
• сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств гражданской обороны и РСЧС на решении совместных задач в интересах защиты населения и территорий от опасностей и угроз мирного и военного времени.
Учитывая, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ на гражданскую оборону возложена задача и по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляется целесообразным создать соответствующую единую государственную систему на базе гражданской обороны.
Гражданская оборона — это комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей государства от угроз и опасностей мирного и военного времени, возникающих в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при ведении военных действий. Для реализации ее мероприятий и предлагается сформировать единую Российскую систему гражданской обороны (РСГО), предусмотрев упразднение РСЧС.
РСГО объединит органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от угроз и опасностей природного, техногенного, террористического и военного характера. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования РСГО должны определяться положением о ней, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
РСГО включит в себя следующие элементы: подсистемы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, субъектов РФ, функциональные подсистемы РСГО. Она будет иметь пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Подсистемы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций создаются в федеральных органах исполнительной власти и организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (акционерные общества и компании, общества с ограниченной ответственностью и др.), для защиты персонала в подведомственных организациях и могут состоять из подсистем гражданской обороны, отраслей и звеньев ГО объектов или только из последних.
Подсистемы гражданской обороны субъектов РФ создаются в пределах территорий этих субъектов для снижения риска чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в случае их возникновения и состоят из звеньев ГО муниципальных образований и объектов, учредителями которых являются субъект Федерации или муниципальное образование, входящее в его состав.
Функциональные подсистемы РСГО создаются уполномоченными на их создание федеральными органами исполнительной власти и организациями для решения функциональных задач в области гражданской защиты в интересах страны. Перечень функциональных подсистем, их состав, федеральные органы исполнительной власти и организации, уполномоченные на создание подсистем, определяются Правительством РФ.
Общее руководство функционированием РСГО осуществляет Правительство Российской Федерации, подсистем и звеньев гражданской обороны — соответствующие руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
В современных условиях оборона государства строится исходя из принципа стратегической мобильности.
Очевидно, этот принцип должен найти отражение и в области строительства гражданской обороны. Его реализация применительно к проблемам защиты населения, материальных и культурных ценностей означает, что должна быть создана такая система, которая могла бы оперативно реагировать на изменения характера военных опасностей и вооруженной борьбы, театра военных действий. На практике это значит — концентрация сил и средств в нужное время и в нужном месте.
В настоящее время в подготовке и ведении гражданской обороны сохраняется принцип комплексного применения различных средств и способов защиты. Он предполагает создание необходимого фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты, мобильных аварийно- спасательных сил, внедрение новейших технологий проведения АСДНР. Однако в современных условиях требуются более гибкие подходы к планированию и осуществлению защитных мероприятий, определению приоритетов при выборе способов и методов зашиты населения. Так, при ведении военных действий без массового применения ядерного оружия не обязательно осуществлять заблаговременную эвакуацию населения из городов. На первое место выходит инженерная защита населения (убежища, укрытия и т. д.).
Несколько иное звучание в современных экономических условиях приобретает принцип заблаговременной подготовки защитных мероприятий, который правильнее было бы назвать принципом поэтапного наращивания защитных возможностей. Сегодняшние экономические возможности наших стран не позволяют в мирное время осуществить подготовку защитных мероприятий в полном объеме. Они будут реализовываться поэтапно: в обычных условиях, в угрожаемый период, с началом военных действий.
Современный характер военных конфликтов говорит о целесообразности уточнить принцип дифференцированного подхода к подготовке и реализации мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей.
Сегодня вряд ли есть смысл создавать соответствующую систему защитных мер на территории всей страны. Ведь какие-то регионы в ней имеют более важное экономическое и стратегическое значение, какие-то менее важное, имеют разную удаленность от вероятных театров военных действий, разное количество объектов, по которым возможны удары в первую очередь, и т. п. Следовательно, и набор, и объем защитных мероприятий в каждом из них должны различаться, и подчас довольно существенно.
Нынешние экономические и социальные условия наших стран определяют необходимость иных подходов и меха- низмов реализации задач гражданской обороны.
К ним можно отнести:
• разумную достаточность мер по защите с учетом экономических возможностей государства, обеспечивающих гарантированный уровень защиты;
• рациональное расходование ресурсов, максимальное использование имеющегося и вновь создаваемого фонда зданий и сооружений, технических средств и имущества по принципу двойного назначения (в интересах как защиты, так и экономики, обслуживания населения);
• рациональное определение уровня требований к защитным средствам с учетом реальных поражающих факторов современного оружия (прежде всего это относится к защитным сооружениям).
На современном этапе гражданская оборона будет приобретать все более социальную значимость и целевую установку не столько на достижение военного успеха в ходе войны, сколько на сохранение жизни и здоровья каждого гражданина и среды его обитания. Она должна быть менее затратной для государства. Сегодня оно не сможет в полном объеме финансировать строительство многочисленных защитных сооружений, производство средств индивидуальной защиты для всего населения страны.
Исходя из изложенного можно сформулировать доктрину гражданской обороны таким образом:
«Максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменение обстановки». Основной задачей перед гражданской обороной станет повышение эффективности ее мероприятий.
Комплексный характер опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяет необходимость системного подхода к решению проблем защиты населения от них.
В современных условиях системный подход означает:
• определение всего спектра угроз и опасностей для населения как существующих, так и на перспективу и выделение из общего их перечня тех, которые представляют наибольшую угрозу для жизни и здоровья граждан;
• определение комплекса методов и способов защиты от всего спектра опасностей, а также перечня мероприятий по защите, проводимых в мирное время, в угрожаемый период и с началом военных действий;
• определение наиболее оптимальных путей, направлений и комплекса мероприятий с учетом реально сложившейся обстановки и возможностей государства;
• уточнение особенностей организации защиты населения, материальных и культурных ценностей в современных условиях и разработка концепции (доктрин, основных положений) защиты на период до года.
В свете современной военно-политической обстановки и взглядов на характер военных конфликтов, видимо, нет необходимости вести массовое повсеместное строительство защитных сооружений, а также добиваться обеспечения всего населения средствами индивидуальной защиты.
Выше уже говорилось и о том, что нет смысла проводить временно отселение (эвакуацию) всего населения из категорированных городов.
Если говорить об организации управления гражданской обороной в военное время, то, наверное, следовало бы сделать так, чтобы структура и схема управления мирного времени была максимально приближена к системе управления в военное время (разумеется, с определенным наращиванием в период военной угрозы сил и средств).
Вместе со всем этим нужно продолжать совершенствовать гражданскую оборону в организационном плане. Опыт показывает, что риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, а методы защиты от угроз почти одинаковы. Это наводит на мысль о целесообразности решения задач ГО мирного и военного времени в рамках одной системы.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, для решения других задач планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Федерации предусматривается создание группировки сил. В настоящее время она представляет собой сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом на территории аварийно-спасательные службы и формирования, силы федеральных органов исполнительной власти, находящиеся в данном субъекте, привлекаемые в установленном порядке для решения задач в области гражданской обороны.
Состав группировки сил гражданской обороны субъекта сейчас определяется, как правило, исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении руководителя гражданской обороны этого субъекта, и из потребности в силах с учетом вероятного перечня и объема АСДНР в зонах возможных ЧС и других решаемых задач.
Учитывая цели и задачи современных войн, подходы к их ведению, при разработке новых принципов ведения гражданской обороны будет планирование эвакуации населения локально — из опасных зон, а не масштабно — из городов, отнесенных к группам по гражданской обороны.
И уже нет необходимости в создании убежищ, ориентированных на защиту от оружия массового поражения. Поэтому численность группировок сил гражданской обороны субъектов Федерации, их оптимальный состав, структура в большинстве случаев требуют пересмотра.
Проведенный в этом отношении анализ с учетом экономических возможностей, опыта развитых стран Запада показал, что состав и численность сил гражданской обороны субъекта должны определяться конкретными факторами: степенью самодостаточности, протяженностью границ, характером военных угроз и способами их парирования, а также экономическим потенциалом и демографическими возможностями. Такой подход существенно отличается от тех положений, которые заложены в действующих нормативных документах.
В условиях децентрализации управления и экономики субъекты РФ должны сами принимать обоснованные решения по составу группировки сил гражданской обороны, рассчитывая только на себя. И таким образом, чтобы обеспечить выполнение всего объема возможных аварийно-спасательных работ.
В составе группировки сил гражданской обороны на территориях субъектов предлагается максимально уменьшить количество балластных нештатных аварийно-спасательных формирований, оставив там только соответствующие подразделения потенциально опасных объектов субъекта. А для решения задач в области гражданской обороны в военное время дополнительно создавать специальное формирование — спасательный отряд субъекта (численностью до 100 человек), который будет формироваться и отмобилизовываться на базе существующих учреждений «Аварийно-спасательная служба» и с включением в состав сил ГО.
В большинстве субъектов основным элементом сил ГО являются аварийно-спасательные формирования, из которых 80–90 % — нештатные и не аттестованные на выполнение аварийно-спасательных работ.
Эту часть группировки сил ГО предлагается укомплектовывать за счет лиц, выбирающих альтернативные военной службе варианты. В мирное время их целесообразно использовать в пожарных командах, службах экстренного реагирования и т. п. Такие лица прежде всего должны быть признаны годными к военной службе и приобрести соответствующий официальный статус.
Может быть определена такая форма альтернативной службы, как служба на территории субъекта. Ее продолжительность 13 месяцев, т. е. на месяц дольше по сравнению с военной. Призывник может проходить ее, участвуя в так называемых «проектах содействия и помощи» в районах данной области, края, республики. Он обязан будет проработать в качестве технического сотрудника в составе миссий по оказанию медицинской, технической, гуманитарной и иной помощи или, в том числе, например, по сохранению природной среды. Чтобы попасть на такую службу, призывник должен обладать необходимыми профессиональными навыками, которые могут пригодиться в составе спасательного отряда субъекта для решения задач гражданской обороны. Причем в первом эшелоне группировки сил ГО.
Ежегодно, исходя из финансовых возможностей и целесообразности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации определяет максимальное число людей, которые могут быть призваны на этот вид службы.
Оптимизация сил ГО с уменьшением в них численности невоенизированных аварийно-спасательных формирований и использование профессиональных, а также штатных специализированных, позволит решать задачи в области гражданской обороны более качественно и эффективно.
Источник: МЧС медиа