Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение средств для передачи в короткие сроки сигналов и распоряжений штабами и службами ГО, воинскими частями населению. Система оповещения должна обеспечивать, как централизованное (от вышестоящего штаба), так и децентрализованное (местное) оповещение населения.
План оповещения является основным документом определяющим организацию оповещения. Он включает схему организации оповещения с пояснительной запиской.
На схеме организации оповещения отображаются организационно-технические построения системы оповещения, аппаратура оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирования этой системы.
В пояснительной записке указываются: задачи оповещения; характеристика защиты оповещения; привлекаемые для выполнения задач оповещения силы и средства; наличие стоек циркулярного вызова, сирен (электрических и ручных), радиотрансляционных узлов, радиоточек, уличных громкоговорителей, мегафонов; охват техническими средствами оповещения руководящего состава, объектов промышленности и населения; порядок доведения сигналов оповещения до органов управления, сил ГО (гражданской обороны) и остального населения, в том числе в населённых пунктах, не имеющих радиотрансляционной сети; задачи и мероприятия по повышению живучести системы оповещения; резерв сил и средств оповещения.
Система оповещения сельских районов сопрягается с существующими системами централизованного оповещения краёв и областей.
Сигналы оповещения передаются вне всякой очереди по радио и проводным каналам связи, по автоматизированным системам централизованного оповещения, по сетям радиовещания и телевидения. Передача сигналов может осуществляться циркулярно и выборочно (по направлениям).
Время на оповещения об угрозе химического заражения не должно превышать суммарного времени подхода заражённого и времени, необходимого для принятия мер защиты.
Оповещения личного состава войск (сил) и населения о факте химической опасной чрезвычайной ситуации, а также о заражении местности и воздуха, направлении распространения воздуха облака АХОВ (аварийно химически опасные вещества) производится в целях своевременного принятия мер по защите.
Оповещения о факте чрезвычайной ситуации должно передаваться во все воинские части и населённые пункты, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине распространения облака АХОВ при данных метеорологических условиях.
После поступления оповещения о факте химически опасной чрезвычайной ситуации приводятся в готовность средства индивидуальной защиты и коллективной защиты, а в ряде случаев могут проводиться подготовительные мероприятия к временной эвакуации населения и личного состава войск (сил).
Для своевременного оповещения о возникновении непосредственной опасности поражения АХОВ и немедленного принятия личным составом и населения мер по защите подаётся сигнал «Химическая тревога». При этом штабы воинских частей и органы гражданской обороны информируются, каким АХОВ заражена атмосфера, направления распространения заражённого воздуха, характер действий производственного персонала и населения.
В отличие от оповещения о факте химической опасности чрезвычайной ситуации сигнал «Химическая тревога» подаётся только тем воинским частым и населённым пунктам (улицам, кварталам), которые в ближайшее время могут оказаться или уже находятся в зоне воздействия АХОВ.
На химически опасных объектах и вокруг них заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов, личного состава войск (сил) и населения близлежащих районов.
Границы локальной системы оповещения определяются, исходя из максимально возможной зоны распространения последствий ЧС на рабочем месте диспетчера на пункте управления устанавливаются по два пульта управления.
Один – местного оповещения (для оповещения расположенных вблизи к объекту населённых пунктов), другой – для доведения сигналов до вышестоящих штабов ГО и частей ЛЧС (ликвидация чрезвычайных ситуаций).
Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий её персонал. Оповещение о факте химической опасности ЧС осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными химически опасных объектов.
В системе оповещения используются электросирены типов С–40 и С–28 и аппаратура дистанционного управления и циркулярного вызова.
Кроме того, для оповещения могут использоваться различные средства громкоговорящей связи. Например, комплект оперативной связи и аппаратура производственной громкоговорящей связи, бытовые громкоговорители различной мощности (мегафоны), а также существующая радиотрансляция и телефонная сеть, телевидение.
Электросирена С- 40 обеспечивает озвучивание территории в радиусе 300-700 м в зависимости от характера и высоты застройки, высоты установки электросирены над поверхностью земли.
Масса сирены 70 кг, питание от сети 220/380 В. Сирены устанавливаются на наиболее высоких зданиях на уровне не менее, чем 2,5 м от верхней точки крыши в стороне от дымовых и вентиляционных труб, а также источников сильных и постоянных шумов.
Электросирена С- 28 устанавливается в шумных цехах промышленных предприятий.
Масса сирены 30 кг, питание от сети 220/380 В. Уровень звука на расстоянии одного метра от оси рабочего колеса 90-100 дБ.
«Вой» сирен означает сигнал «Внимание всем». Услышав сигнал, немедленно включаются громкоговорители, радио – и и телеприёмники и ожидаются сообщения диспетчера или штаба ГО.
Следует отметить, что оповещение личного состава воинских частей, формирований гражданской обороны, а также населения о возникновении химически опасной ЧС и возможности заражения атмосферы АХОВ должно осуществляться с использованием всех имеющихся средств связи, звукоусилительных станций и сигнальных средств.
Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла ЧС, используются электросирены, радио - трансляционная сеть, и внутренняя связь. Оповещение людей по месту жительства организуются органами местной власти, руководителями ДЭЗ (ЖЭК) с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.
Учитывая возможность поступления большого количества запросов от различных организаций и населения при возникновении химически опасных ЧС и оповещения о них, целесообразна организация информационной (справочной) службы, которая по мере развития ЧС и в ходе ликвидации её последствий должна осуществлять информацию, особенно по правилам проведения людей в условиях заражения АХОВ.