В советское время все понимали задачи гражданской обороны – был обозначен враг государства, который мог в любое время совершить нападение и к этому готовились. Сегодня концепция гражданской обороны Российской Федерации исходит в первую очередь из того, что гражданин должен быть защищён. Всё должно быть сделано так, чтобы свести к минимуму людские потери. Круг задач гражданской обороны достаточно широк.
На современном этапе – это в первую очередь комплекс мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей.
Причём не только в условиях ведения военных действий, но и в мирное время - в случае возникновения землетрясений, наводнений, пожаров, аварий и катастроф, террористических актов.
Практика показывает, что опасности мирного и военного времени в большей степени схожи и методы защиты населения почти одинаковы.
Население должно быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, как оказать необходимую помощь.
Для этого проводится постоянное обучение населения правилам безопасности основам жизнедеятельности, причём, используются все возможные методы: от проведения занятий на предприятиях до публикации материалов в средствах массовой информации.
Конечно, на войнах, стихийных бедствиях, промышленных авариях и катастрофах в мире гибнут тысячи людей. При этом во время любых конфликтов и чрезвычайных ситуаций наибольшие жертвы и потери несёт именно гражданское население. Взять, к примеру, масштабные наводнения в прошлом году. В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают ещё большую значимость.
Подразделения гражданской обороны должны быть всегда готовым к стихийным бедствиям, тем более что в Республике Карелия, несмотря на то, что всё достаточно спокойно, много рисков, которые влияют на нашу жизнь: паводки, наличие больших гидротехнических сооружений, транспортная инфраструктура, по которой перевозятся грузы разного назначения, масштабные авиа и автокатастрофы.
Да, еще после Первой мировой войны, во Франции, родилась идея объединить в этом направлении несколько стран мира.
На базе Ассоциации гражданской обороны была создана Международная организация Гражданской обороны (МОГО). Согласно концепции основателя МОГО Жоржа Сен-Поля, должны быть территории, свободные от ведения военных действий, куда можно, заключив соглашение, эвакуировать не задействованное в войне мирное население. Но всё это было актуально до Второй мировой войны, в ходе которой эта концепция показала полную несостоятельность, поскольку нападающей стороне зачастую было все равно.
В России эта дата отмечается с 1994 года, хотя по решению Международной организации гражданской обороны (МОГО) дата провозглашена еще в 1992 году. А день 1 марта выбран не случайно, именно в этот день в 1972 году вступил в силу устав МОГО, который одобрили 18 государств.
Международная организация гражданской обороны это практически единственная организация в мире, на которую Уставом возложены вопросы гражданской защиты на международном уровне. Этому во многом способствует подписанное соглашение о сотрудничестве между МОГО и ООН, которое открыло новые возможности в области подготовки специалистов и населения к чрезвычайным ситуациям различного характера и уровня. Россия стала полноправным членом этой организации в мае 1993 года. С тех пор Россию в МОГО представляет МЧС России, которое участвует во всех мероприятиях, проводимых этой организацией.
Нет, руководителем гражданской обороны является председатель Правительства Российской Федерации. А в субъектах России гражданскую оборону возглавляют руководители местных органов власти, которые на своем уровне в пределах своей территории организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Они разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения и территорий, осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения, системы оповещения и другие объекты гражданской обороны, создают и содержат запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
На сегодняшний день Гражданская оборона прошла несколько этапов.
В 1932 году образовалась местная противовоздушная оборона. В то время население учили надевать противогазы, тушить зажигательные бомбы…
В начале 1940 года, МПВО была передана в ведение НКВД. В 1961 году у гражданской обороны появилось ещё несколько функций, в том числе защиты от оружия массового поражения. Постепенно приходило понимание, что всё это невозможно сделать отдельно без армии, и в 1971 году общее руководство было передано из МВД в министерство обороны. Начальником ГО стал один из заместителей министра, а начальниками ГО на местах - руководители исполкомов народных депутатов, а при исполкомах были организованы штабы ГО. В структуре министерства были сформированы войска ГО, которые были обучены реагировать на соответствующие события.
Но в конце 80-х гг. стали накапливаться проблемы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Когда быстрыми темпами росло количество и масштаб чрезвычайных ситуаций, стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Запасы ядерного оружия и по мощности, и по количеству могли в случае применения привести к тотальной гибели человечества. Это, с одной стороны, стало своего рода сдерживающим фактором в вооруженном противостоянии, но и приостановило развитие гражданской обороны.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других катастроф потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
В 1991 году, окончательно пришло понимание, надо решать вопросы по ликвидации стихийных бедствий, и техногенных катастроф.
Общее руководство гражданской обороной было передано Государственному комитету по ЧС, который возглавил Сергей Кужугетович Шойгу. Были созданы специализированные воинские спасательные формирования, имеющие широкий спектр применения, как во время боевых действий, так и в мирное время. Упор был сделан на реорганизацию гражданской обороны для того, чтобы она смогла работать эффективно, независимо от дислокации войсковых частей в том или ином регионе.
Сейчас много внимания уделяется вопросам обучения населения, пропаганде безопасного образа жизни среди населения, обучению действиям в разных чрезвычайных ситуациях. Активно развивается Общероссийская комплексная система оповещения и информирования населения – ОКСИОН. В настоящий момент в Карелии расположено несколько элементов территориальной подсистемы ОКСИОН. Это информационные панели «Бегущая строка», которые расположены в местах массового пребывания людей. Уже установлено 8 таких панелей, и работа в данном направлении продолжается.
Основные направления развития связаны с тем, что спектр вопросов гражданской обороны будет расширяться, и она будет преобразовываться в единую систему общей гражданской защиты. Предполагается, что эта система включит в себя также образовательный формат, чтобы человек с детства понимал, в каком мире он живёт, какие риски для него существуют, куда он сможет обратиться в экстренном случае и как должен вести себя в критической ситуации.
Но самое главное, что необходимо гражданской обороне на новом этапе развития – это профессионалы. Подготовленные, мотивированные специалисты: управленцы, спасатели, пожарные, все те, кто готов по приказу и по зову сердца выполнять задачи гражданской обороны по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей нам крайне необходимы. Для этого в системе МЧС России созданы и успешно функционируют учебные заведения, на базе которых ведется обучение и подготовка будущих специалистов гражданской обороны.
На данный момент в Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика в области национальной обороны.
Развитие и совершенствование сил и средств гражданской обороны включено указом Президента РФ в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Представление о том, что в укрытия в случае необходимости будут спрятано все население населенного пункта ошибочно. В случае необходимости население, не задействованное в производстве и поддержании оборонного потенциала, будет эвакуирована в безопасные районы для укрытия людей, обеспеченные средствами индивидуальной защиты. Укрытия предназначены для сохранения наибольших работающих смен и находятся в полной готовности. В основном, убежища подлежат приведению в состояние готовности, и эта обязанность лежит на эксплуатирующей организации либо органе местного самоуправления. Существует постановление, касающееся использования имущества гражданской обороны в мирное время в интересах населения. В случае необходимости, в течение двенадцати часов убежища должно быть приведено в готовность к приёму граждан. В каждом муниципальном образовании есть структура, отвечающая за ГО, и её можно оповестить о ненадлежащем состоянии защитного сооружения, если таковое имеется.
Вопрос своевременного оповещения населения об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты является очень важным.
В зависимости от характера и масштаба угрозы безопасности населению кроме региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения есть возможность применять и другие способы. Это использование подвижных средств оповещения оперативных служб оборудованных устройствами громкоговорящей связью, подворовой обход. Все шире задействуются ресурсы операторов сотовой связи (СМС-оповещение и массовые рассылки сообщений Cell Broadcast), интернет-технологии, средства массовой информации и другие.
В целом применение различных технических средств и технологий, осуществляющих прием, обработку и передачу аудиовизуальных, а также иных сообщений позволяет эффективно и своевременно оповещать население. Но вместе с тем возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мульти сервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления. Такая работа проводится, и будет постоянно осуществляться в дальнейшем.
Опыт наводнения в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке наглядно продемонстрировал, что своевременное реагирование сил, оповещение населения позволяет значительно снизить число пострадавших.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (КСЭОН). Сначала 2013 года на территории Республики Карелия началось создание системы оповещения населения, которая должна обеспечить при угрозе возникновения и в случае возникновения ЧС своевременное и гарантированное доведение до каждого человека сигналов и экстренной информации о правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
В решении этого вопроса сделано много, однако, мы в начале большого пути по внедрению современных высокотехнологичных форм и методов защиты населения.
В заключение хотел бы сердечно поздравить ветеранов, военнослужащих, сотрудников ФПС и весь коллектив МЧС России с Всемирным Днем гражданской обороны! Желаю крепкого здоровья и благополучия, новых успехов в службе на благо нашего Отечества! Пусть ваш профессионализм, ответственность и преданность делу и в дальнейшем служат развитию гражданской обороны и защиты населения!